Главная -> Новости


 

Н О В О С Т И

Культура - основа жизни

 

 

санаторий

15 лет – это прекрасная дата, которую отметила одна из самых ярких организаций нашего города – Пензенское региональное отделение Международной Лиги защиты Культуры. Поздравить именинницу с днем рождения в ДК «Заря» пришли старые друзья, почетные гости и просто хорошие знакомые, среди которых и советник РАЕН, член – корреспондент МАНЭБ (Международной Академии наук экологии и безопасности человека и природы), член Совета попечителей Международного Мемориального Треста Рерихов в Индии (Кулу), Вице-президент Международной Лиги защиты Культуры (Санкт-Петербург) Михаил Николаевич Чирятьев.

Я не упустила возможности познакомиться с этим человеком поближе. Началось наше знакомство достаточно спонтанно, с моего рассказа о цыганах, к которым я, как к представителям другого народа со своими невероятными традициями отношусь, как к людям с другой планеты. Оказалось, что Михаил Николаевич разделяет мой интерес к ним.

- Цыгане выходцы из Индии и корни их традиций тоже оттуда. Например, в Индии родители еще могут договориться о замужестве.  Даже, когда девочке 5 лет, ее могут сосватать юноше, которому лет 18, и то, что они не знакомы – не имеет никакого значения…Я только что вернулся из Индии. Был на свадьбе своего друга – профессора. Он женил сына так же по договоренности. Вам это кажется немного дико, но, естественно, родители хотят для своих детей лучшего, хотя дети иногда и  могут сами выбирать ничуть не хуже. Тем не менее, традиции сохранились. Дело в том, что практически не возникает таких ситуаций, как: муж не любит жену или наоборот. Все потому, что Индию держат глубокие традиции культурной преемственности. Почти ни в одной стране не осталось  такой преемственности без разрывов культурной ткани. Энергия самой культуры может поддерживать такие традиции, хотя, кастовая система, которая еще сохранилась,- весьма вредоносна. Когда много тысяч лет назад только зарождалась система касты, она была по принципу духовного авторитета, а не социального сословия. Потом она превратилась в социальные привилегии и по инерции стала передаваться…Раньше это было связано с внутреннем уровнем духовного авторитета, и тогда это имело смысл, а когда это становится внешним, как у нас сейчас во многом,- все это нарушается. Такое же глобальное нарушение, как, например, отношение культуры и цивилизации. То есть цивилизация вытеснила понятие «культура». Цивилизация – это механический придаток, создающий технические и материальные ценности. А культура – вечная, потому что основана на самовоспроизводящихся духовных ценностях. И они должны все определять. Вот сейчас разговаривал со студентами и пытался им объяснить, почему гибнет эта цивилизация. Сейчас мы наблюдаем, как западная машинная цивилизация вытеснила смысл развития, и мы начинаем погибать. Все процессы, которые мы видим в Европе, связанные с экономическими претензиями и возможностью согласовать интересы разных стран, порождают различные ситуации… Это не просто экономический кризис, это кризис цивилизации.

- А какой вы видите выход из этой ситуации?

- Возвращение к естественным эволюционным законам развития. Естественные законы развития вызывают приоритет культурных ценностей. Культуру нужно понимать широко и высоко. Культура – это не ковры и дорожки, она не ограничивается тем, что не нужно плевать мимо урны. Культура – это глубинное накопление духа человеческого в разных поколениях. Она обладает своей энергией. Вернадский, гигант русского космизма, считал, что энергия человеческой культуры – высшая форма энергии, которая держит всю ноосферу и атмосферу, созревала миллионы лет геологической эволюции. То есть она была еще в зарождении самой жизни, как цель этой жизни, как возникновение человечества, возникновения его духовных способностей, выявления их через творчество, создание культурных ценностей. Все это было запрограммировано, еще тогда, когда наша Земля создавалась из туманности.

- А тот факт, что наше понимание культуры сейчас меняется, как-то влияет на состояние Земли?

- Культура в своем сосредоточии содержит глубинные эволюционные принципы развития. А сознание людей отстает от понимания этих принципов, которые требуют определенные эволюционные и циклические сроки развития. Сознание привязано к собственности, ценностям, которые породила цивилизация. Сознание оказалось привязано к телесному комфорту и уюту, а это оказалось ловушкой для него. Оно начинает атрофироваться в условиях благополучия, комфорта и уюта. Когда в жизни есть естественные препятствия, тогда напрягается дух человеческий, чтобы их преодолевать и происходит прорыв. А когда у тебя много денег, удовольствий и всего прочего – то происходит, например, ожирение, апатия, вялость. Энергия пробуждается только тогда, когда нужно зарабатывать деньги. Человек, с одной стороны – существо биологическое и в какой-то степени причастное к животному царству, но все-таки самое главное, что человек – духовно развитое существо. И, эволюционно, не к животным нужно возвращаться человеку, а идти в сторону развития духовных возможностей. Культура  это почва, в которой взращиваются духовные семена царства божьего, существующего каждом из нас. Это зерна будущего, возвышенного, преображенного духовного мира, который каждый человек обязан проращивать.

- А вы готовы отказаться от комфорта?

- А я к нему не привязан. Дело не в том: есть комфорт или его нет. Он должен быть всего лишь средством. Правильнее даже сказать не комфорт, а определенные условия, потому что технический прогресс имеет в себе эволюционную необходимость, но, когда сознание начинает привязываться к этому, возникает тормоз. Все дело в отношении. Если перечтете «Евангелие», то вы встретите историю о том, как Христос сказал  одному человеку оставить все имущество и идти за ним, потому что сознание было не готово идти за учителем из-за привязанности к имуществу и к собственности. И нужны были героические примеры среди святых и подвижников, показывающие эту непривязанность. Ни стяжательство, вообщем-то,  свойственно и русской природе. Но сейчас все дошло до предела. Сознание стало зависимо от материального уровня, оно прилепилось к нему, а оно должно идти вверх, поднимать  материю, преобразовывать. Разум и сердце должны вести человечество, а не желудочные инстинкты. А большинство из нашего правительства, как основные приоритеты развития общества, выдвигает экономические требования. Причем, в любой стране. Они должны быть, но это средство, а не цель. И общество неминуемо разрушается, потому что «высшее не может служить низшему».

- И что ждет нас в будущем?

- Если мы не «переполюсуем» систему ценностей -  то погибнем. Другого пути нет….Люди потеряли смысл своего существования. Вопрос: «Для чего ты живешь?» стал уже в какой-то степени запретным. Если попробовать его задать кому-то, постараются отшутиться или отойти от этого вопроса. Все высокие понятия стали, чуть ли, не неприличными. Люди боятся этого.

- Как вы думаете, когда это началось?

- Около 300 лет назад. В значительной степени в этом виновато начало техногенной цивилизации, которая слишком загипнотизировала людей своими достижениями. Каких-то сто с чем-то лет назад для того, чтобы мне приехать из Петербурга в Пензу нужно было несколько недель…а сейчас – в кармане мобильный телефон; существуют самолеты, поезда. Для чего нужна эволюция? Вернадский сравнил скорость создания техносферы со скоростью взрыва. В конце 19 века физики считали, что все законы открыты, все известно, а тут стремительно начинаются открытия. Открывается электрон, рентген, радиоактивность…Мир начинает перестраиваться. Возникает научно-технический прогресс. И в чем смысл этой исторической необходимости? А смыл, оказывается, в том, чтобы изменить наше отношение к масштабу видения того, что происходит. Самолеты и поезда нужны не только для того, чтобы передвигать физическое тело, а чтобы мы по-другому посмотрели на целостность и взаимозависимость людей на планете, чтобы изменилось сознание. На самом деле инструменты познания, которыми овладевает наука – это продление наших органов чувств…телескоп, микроскоп, лазер и т.д., но самое главное, что внутри нас царство божие, там заложены все знания, все могущество. Человек может изобрести только то, что внутри него самого. Все произошло из его мысли, в которой были заложены все эти возможности. Но если мы духовные ценности ставим в зависимость от технических, то и начинается подмена, тормоз развития.

- Изобретатели – это люди, которые открыли в себе царство божие, то есть они более духовно развиты, чем простые смертные?

- Не совсем изобретатели, просто творческие люди… внутри ас есть какое-то зерно, дух с программой развития. Возьмите, например, желудь. У него уже есть какая-то программа дуба. Если вы посеете желудь – из него не вырастет жасмин, как и из розы не вырастет дуб. В каждом человеке есть определенная программа его развития. Творческие люди через свое духовно-развитое сознание могут приобщиться к этой программе, причастной к божественном началу.  Естественно, что они оттуда могут выявлять то, что нужно человечеству для следующего витка развития. Многие открытия производятся в откровениях очень незаурядными, чистыми людьми. Например, таблица Менделеева.

- Михаил Николаевич, ведь Бог наверняка знает, что из-за некоторых изобретений мы разрушаем свою культуру. Зачем же он их посылает?

- Во-первых, не нужно воспринимать Бога, как большого мудрого человека, который все рассчитал в большом компьютере, создал свою лабораторию. Бог – это закон, определенный принцип эволюционного развития. Это способ организации самых утонченных и возвышенных энергий, которые начинают конденсироваться, образуют целые созвездия, галактики, оболочки планет и так далее. Это мировой принцип организации жизни. Существует множество сил, которые реализуют этот закон; множество миров во вселенных и в галактиках. Это для нас сделали из Бога какой-то нелепый образ сидящего на облаках старца с бородой. На востоке Бог безличен, абсолютен, он организует бытие. И в основе этого бытия лежат принципы гармонии, красоты. Рерих утверждал, что осознание красоты спасется человечеством. То есть когда мы в себе осознаем определенный божественный закон роста и духовного устремления – мы преодолеем все эти напасти.  Важен процесс осознания.  Это не ОН создал искажение и отклонение, а сами люди. Если человек устроен по образу и подобию божьему, то он имеет и волю, и энергию, и творческую способность. Значит, он принимает свободой воли решения в зависимости от уровня его сознания. И большинство людей, к сожалению, принимают эгоистичные решения. Человек считает, что ему будет лучше, если он отнимет что-то у своего соседа.  А у соседа может быть целая страна. История полна убийств и насилия. Многие смотрят на человека, как на умалишенного, если он отдает что-то свое, а ведь без таких людей мир бы давно развалился.

- А вы тоже отдаете что-то свое?

- Наша беседа – это то, что я могу отдать. Каждый отдает то, что может. Вопрос материальной отдачи не всегда правильный. Если стоит нищий и просит денег на хлеб – нет гарантии, что он их не пропьет. Что лучше: дать ему эти деньги или хлеб? Конечно, хлеб. А еще лучше научить его зарабатывать самого.

- Михаил  Николаевич, меня очень интересует один вопрос. Бытует такое мнение, что культурное развитие провинции уступает столичному.  Вы  думаете, это действительно так?

- Я считаю, что в чем-то даже наоборот. Конечно, определенные достижения в сфере культуры были сделаны в крупных городах; конечно, музеев больше в Москве и Петербурге, чем в Пензе, но внутренне качество людей, эта открытость, сердечность, сострадательность чаще встречаются в провинции. Есть какие-то традиции и в крупных городах, например, коренные петербуржцы, пережившие блокаду, всегда отзовутся и помогут. У них особый язык, особое отношение к жизни, но их осталось очень мало. Это поколение уходит, и стоит задача передать эти ценности вашему поколению. Есть какой-то потенциал у «неотравленности» провинции. Именно духом воскресшего народа может быть спасена Россия.

 

Алена Разживина